Подшипник – сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Практически в любой механической конструкции, имеющей вращающиеся детали, применяются подшипники. Они делятся на несколько основных категорий по типу тела качения, конструкции и воспринимаемой нагрузке.
Детально подшипник состоит из следующих элементов:
Классификация по виду тела качения:
Шариковый подшипник, в котором находящиеся между кольцами шарики воспринимают на себя несущую нагрузку. Сепаратор выполняет роль обоймы, равномерно распределяющей тела качения внутри подшипника. Для того чтобы шарики не выпадали, в кольцах имеются желоба, называемые беговыми дорожками. Сепараторы могут быть изготовлены из металла или полимерных материалов.
Роликовые подшипники. Здесь тело качения имеет форму цилиндра. Обладают более высокой несущей способностью по сравнению с шарикоподшипниками, но слабо воспринимают осевые нагрузки. Одна из разновидностей роликовых подшипников — игольчатые, с длинными цилиндрическими элементами качения малого диаметра. Широко применяются в автомобильной промышленности.
Роликоподшипники различаются по форме корпуса, сечению ролика и профилю беговой дорожки:
Двухрядные сферические подшипники относятся к категории самоустанавливающихся, с допустимым значением перекоса вала, на котором они установлены.
По конструкционным особенностям встречаются следующие варианты подшипников:
По количеству рядов тел качения подшипники делятся на две категории:
Однорядные. Самый распространенный тип, в котором между кольцами находится один ряд шариков или роликов. В большинстве случаев достаточно применения однорядных подшипников.
Двухрядные подшипники, в которых находятся два кольцевых ряда тел качения. Конструкционно улучшенный элемент, который позволяет получить не только усиление несущей способности, но и новые характеристики.
Также существуют трехрядные и многорядные комбинированные подшипники специального назначения.
Подшипники в ассортименте. Цена подшипника зависит от размера.